Татьяна Михайловна Лиознова (1924–2011) — одна из самых тёплых и душевных режиссёров советского кино.
Она подарила зрителям:
🎞 Память сердца» (1958)
Дебют Татьяны Лиозновой — военная драма о любви, прошедшей через годы и испытания. Герои, пережившие войну, встречаются спустя время и пытаются вернуть утраченное. Уже здесь виден её интерес к теме памяти и человеческого достоинства.
⸻
🎞 «Евдокия» (1961)
Продолжение истории героини фильма «Евдоким Иванович» (по мотивам рассказа Лидии Сейфуллиной). Семейная сага о простой женщине, проживающей трудную жизнь в советской эпохе. Леознова показывает величие повседневного, внутреннюю силу простых людей.
⸻
🎞 «Им покоряется небо» (1963)
Фильм о лётчиках — редкий для неё жанр. Но и здесь главное не техника, а взаимоотношения, характеры, ответственность. За авиационной темой скрыт портрет поколения, которое живёт идеей служения.
⸻
🎞 «Рано утром» (1965)
Небольшая по масштабу, но тонкая психологическая картина. История молодой девушки, которая ищет себя, смысл, любовь. Леознова впервые пробует интонацию внутреннего, «женского» кино, которая потом станет её визитной карточкой.
⸻
🎞 «Три тополя на Плющихе» (1967)
Самый поэтичный и, пожалуй, самый любимый зрителями фильм Леозновой. Простая деревенская женщина (Татьяна Доронина) приезжает в Москву, где случайно встречает водителя (Олег Ефремов). Между ними — нежность, не успевшая стать любовью.
Фильм — гимн мимолётным, но глубоким человеческим встречам, снятый с потрясающей деликатностью.
⸻
🎞 «Семнадцать мгновений весны» (1973)
Знаковая работа. 12-серийный фильм о разведчике Штирлице (Вячеслав Тихонов) стал классикой советского телевидения. Леознова превратила шпионский сюжет в философскую притчу о долге, одиночестве и человеческом выборе.
⸻
🎞 «Мы, нижеподписавшиеся» (1980)
Фильм о моральной ответственности и трусости. Действие разворачивается вокруг подписания коллективного письма — кто готов открыто поддержать справедливость, а кто прячется за чужие спины. Очень морально напряжённая, камерная драма.
⸻
🎞 «Карнавал» (1981)
История провинциальной девушки Нины (Ирина Муравьёва), приехавшей в Москву поступать в театральный. Лёгкий и горький фильм о мечте, взрослении и цене успеха. Леознова с невероятной точностью передала атмосферу 1980-х и женскую судьбу в ней.
⸻
🎞 «Конец света с последующим симпозиумом» (1986)
Последняя картина режиссёра — сатирическая фантазия о том, как учёные и чиновники готовятся к «концу света». Ироничный, философский фильм о бюрократии, страхе и человеческом абсурде.