Цвета богослужебных облачений в православном заупокойном богослужении.

Любой внимательный человек, посещающий православный храм во время богослужения, заметит, что в разные дни года облачения священнослужителей и украшений церкви изменяются в своей цветовой гамме. Применяются облачения практически всех цветов радуги, а также белые и черные. Это разнообразие является неотъемлемой частью богослужебной символики и призвано к тому, чтобы оказать определенное воздействие на умы и чувства молящихся.
В этой краткой статье мы не будем подробно говорить о символизме каждого из применяемых цветом, а сосредоточим внимание только на тех, которые усвоены православному заупокойному обряду. Ведь цвет облачения изменяется не только в зависимости от празднуемого Церковью события, но и от характера богослужения.
Для совершения обрядов поминовения усопших, а также богослужений родительских суббот церковный устав предписывает использование облачений белого цвета. Именно этот цвет наиболее полно соответствует содержанию заупокойных молитв, в которых для отошедших в иной мир испрашивается упокоение со святыми праведниками, которые, согласно Откровению Апостола Иоанна Богослова, облачены в белые ризы (Отк. 7, 9). Также в Библии говорится, что ангелы, явившиеся после Воскресения Христова, были в одеждах белых (Мр. 16, 5).
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символизирует собой Божественный нетварный свет. Евангелист Марк, описывая событие Преображения Господня, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). Известно, что снег при ярком блистании солнца дает радужные переливы. Радуга – это разложенный в спектре белый свет, в библейском повествовании она явилась символом Завета Бога с человечеством после Всемирного потопа. Практически все остальные цвета радуги также используются в православном богослужении, раскрывая различные аспекты Священной истории и духовной жизни. Таким образом, именно белый может считаться основным символическим цветом Церкви.
Этот цвет используется не только в заупокойном богослужении. Светлые ризы священнослужители одевают при совершении всех таинств Церкви, а также на большинство Господских (посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа) праздников.
На Пасху богослужение начинается также в белых одеяниях, символизирующих воссиявший из гроба Спасителя свет жизни, затем происходит переоблачение в красные ризы. Этот цвет знаменует торжество пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в искупительном подвиге Сына Божия, через пролитие крови Господа на Кресте.
На Светлой седмице (семь дней пасхальных торжеств) отпевания совершаются по особому пасхальному чину. По сути это пасхальные песнопения, к которым добавляются отдельные заупокойные прошения. Это радостное чинопоследование, в котором нет места плачу и рыданиям, всё проникнуто пасхальным торжеством. Умереть на Пасху и быть отпетым таким чином, почитается у православных знаком особой милости Божией к человеку. Разумеется, отпевание, проводимое в эти дни, совершается тоже в красных пасхальных облачениях.
Чёрный цвет в православии издревле понимался как символ небытия, смерти и даже ада. Он противоположен белому свету, дающему жизнь. Смерть для христианина не переход в небытие, не конец жизни, а начало новой жизни – светлой. Поэтому облачения при отпевании белые, как и церковное покрывало (саван). На протяжении многих веков жизни Церкви в ней не существовало чёрных богослужебных облачений. Однако повседневное облачение – рясы, подрясники духовенства (особенно монашествующих) изготовлялись из материалов черных тонов. В данном случае это цвет символизировал отречение от мира (светской жизни), покаяние и смирение. Монахи именуются в духовной литературе добровольными мертвецами, умершими для мира, переставшими для него существовать. Отсюда и чёрный цвет небытия.
Исходя из этого понимания, может быть обоснована и традиция чёрного цвета в траурной одежде светского общества. Человек, одевающий в знак скорби о почившем близком костюм чёрного цвета, тем самым как бы говорит, что теперь он отрекается от жизнерадостных развлечений на время траура, как монах отрекается от мира.
Тем не менее, в Русской Православной Церкви с 1730 года в обиход вошли и богослужебные облачения чёрного цвета. В тот год в Москве скончался 14-ти летний император Петр II, на его погребение духовенству было велено прейти в чёрных ризах. Приказ пришлось исполнить, и облачения пошили. В дальнейшем, чтобы они не пропадали, их стали использовать на будничных богослужениях Великого поста (до этого применялись фиолетовые одеяния). Так чёрные облачения вошли в церковный обиход.
Погребение императора Петра II в чёрных одеяниях было единственным историческим прецедентом такого рода. С канонической точки зрения при совершении любых заупокойных богослужений предпочтение отдается белому цвету в облачениях.
Следует иметь в виду, что отпевание или любое другое заупокойное служение может быть совершено священником в облачении цвета текущего церковного периода. Великим постом – в чёрном, от Пасхи до Вознесения – в красном, в период богородичных праздников – в голубом и т.д. Это нормальное явление, определяемое наличием конкретных облачений в алтаре храма.
Любой цвет богослужебного облачения призван донести до сознания молящегося непреходящие ценности духовного мира.

Священник Сергий Матюшин,
Кандидат богословия,
Храм на Ваганьковском кладбище

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий